Вопросы по поводу регистрации в службе занятости трудового договора.
Остальным Доверителям для сведения и внимания
Общие положения
С 01.01.2015 г. исключена из Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ) ст. 241, требующая регистрации в службе занятости трудового договора, заключенного между предпринимателем и наемным работником. Начиная с 2015 года КЗоТ не обязывает регистрировать трудовой договор в службе занятости.
Вместе с тем появилось другое требование. Так, в ч. 3 ст. 24 КЗоТ внесены изменения, согласно которым работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением работодателя, и уведомления органов ГФС о приеме работника на работу в порядке, установленном КМУ.
Напомним, что раньше ст. 241 КЗоТ требовала зарегистрировать трудовой договор в службе занятости в недельный срок с момента фактического допуска работника к работе, а согласно ч. 4 ст. 24 КЗоТ трудовой договор считался заключенным даже в случае, когда работник был допущен к работе, без заключенного трудового договора. С 2015 года данные нормы не действуют, и работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора.
Таким образом, с 2015 года при оформлении с работником трудовых отношений предприниматель не должен регистрировать трудовой договор в центре занятости, однако должен уведомлять о новом работнике орган ГФС. Без уведомления налоговой о приеме на работу работник не может быть допущен к работе.
Постановлением КМУ от 17.06.2015 г. № 413 «О порядке уведомления Государственной фискальной службы и ее территориальных органов о приеме работника на работу» определен механизм уведомления налоговой о принятых работниках. В приложении к данному постановлению содержится форма уведомления.
Уведомление должно подаваться предпринимателем в налоговую по месту учета в качестве плательщика ЕСВ по разработанной форме до начала работыработника согласно заключенному трудовому договору. То есть уведомление должно представляться при каждом приеме работников. Такое уведомление может быть представлено одним из следующих способов:
– средствами электронной связи с использованием электронной цифровой подписи;
– на бумажных носителях, вместе с копией в электронной форме;
– на бумажных носителях, если трудовые договоры оформлены не более чем с 5 лицами.
Форма уведомления не сложная, и заполнить ее не составит труда. В ней следует отразить:
– регистрационный номер учетной карточки предпринимателя;
– фамилию, имя, отчество работника;
– регистрационный номер учетной карточки работника;
– номер и дату распоряжения о приеме на работу;
– дату начала работы.
В таблице уведомления предусмотрена графа, в которой проставляется категория работника: 1 – наемные работники с трудовой книжкой; 2 – наемные работники без трудовой книжки. Наличие этой графы указывает на то, что о принятых работниках-совместителях предприниматели также должны уведомлять налоговую.
Оформление трудовых договоров
Нового порядка оформления трудовых договоров нет. Действующим является Порядок регистрации трудового договора между работником и физическим лицом, утвержденный приказом Минтруда от 08.06.2001 г. № 260, которым утверждена форма трудового договора между работником и физическим лицом, использующим наемный труд. Поэтому при заключении трудовых договоров следует руководствоваться этим документом.
Рекомендуем из этой формы убрать строки, которые ранее заполнялись центром занятости, поскольку при приеме на работу регистрировать трудовые договоры в центре занятости не нужно. Теперь нумерацию заключенных трудовых договоров предприниматель ведет самостоятельно. Чтобы не запутаться, следует завести журнал регистрации трудовых договоров в произвольной форме, в котором присваивать номера трудовым договорам, заключенным после 1 января 2015 года.
Итак, предприниматели при оформлении трудовых отношений с работником продолжают составлять трудовые договоры. Под каждый трудовой договор следует составлять распоряжение о приеме на работу и уведомлять налоговую перед допуском работника к работе. Уведомить налоговую нужно хотя бы на день раньше допуска работника к работе.
Приведем пример распоряжения о приеме на работу.
Физическое лицо – предприниматель Савченко К. П.
Распоряжение № 18
от 09.02.2015 г.
1. Принять Марченко Светлану Васильевну на должность продавца-консультанта с окладом 1 700 грн.
2. Оформить трудовой договор с 10.02.2015 г., в котором определить условия работы (режим, права и обязанности сторон и др.).
3. Марченко Светлане Васильевне приступить к работе 10.02.2015 г.
ФЛП Савченко К. П.
С распоряжением ознакомлена
Предприниматели по-прежнему могут оформлять трудовые отношения с работниками на условиях неполного рабочего времени. Но при этом следует помнить о новых требованиях по начислению ЕСВ, которые действуют с 01.01.2015 г.: если размер зарплаты менее минимальной, ЕСВ начисляется на минимальную зарплату (1 218 грн.). При этом удержание ЕСВ из зарплаты осуществляется из суммы фактически начисленной зарплаты.
При увольнении работников, оформленных на работу после 1 января 2015 года, предприниматели в службу занятости не обращаются и оформляют такое увольнение распоряжением.
Приведем пример распоряжения об увольнении.
Физическое лицо – предприниматель Савченко К. П.
Распоряжение № 25
от 29.05.2015 г.
Уволить Марченко Светлану Васильевну 29.05.2015 г. с должности продавца-консультанта по собственному желанию, ст. 38 Кодекса законов о труде Украины.
ФЛП Савченко К. П.
С распоряжением ознакомлена
Ранее, при изменении условий труда, например при переводе работника на другую должность, предприниматели должны были уведомлять центр занятости путем представления дополнительного соглашения к заключенному трудовому договору. Теперь все изменения предпринимателю достаточно отразить в своих внутренних документах (распоряжениях) и никого уведомлять об этом не нужно, кроме самого работника под подпись. Причем даже в случае изменений условий труда работников по трудовым договорам, зарегистрированным до 01.01.2015 г. в центре занятости, этот орган также уведомлять не нужно.
Что касается расторжения трудовых договоров, которые были заключены до 01.01.2015 г. и зарегистрированы в службе занятости, то при увольнении работника по-прежнему необходимо обращаться в службу занятости дляснятия договора с регистрации.
Ведение трудовых книжек
Порядок ведения трудовых книжек регулируется Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Минюста, Минтруда, Минсоцзащиты от 29.07.93 г. № 58 (далее – Инструкция № 58). Поскольку центр занятости не регистрирует трудовые договоры, запись о приеме и увольнении в трудовой книжке производит только предприниматель.
Общий порядок заполнения трудовой книжки не изменился. В графе 4, в которой указывается основание для внесения записи, следует отражать номер и дату распоряжения о приеме на работу. Ранее в этой графе производилась запись о номере и дате регистрации трудового договора в центре занятости. При увольнении работника в 4-й графе указывается номер и дата распоряжения об увольнении.
Записи о должности работников выполняются в соответствии с наименованием профессий и должностей, указанных в Классификаторе профессий ДК 003:2010, утвержденном приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 г. № 327.
Записи об увольнении наемных работников должны производиться в точном соответствии с формулировками КЗоТ, т. е. со ссылкой на соответствующую статью и пункт.
Приведем пример внесения записей о приеме и увольнении в трудовую книжку работника.
№ записуДатаВідомості про прийом на роботу, переведення
на іншу роботу і звільнення (із зазначенням
причин і посилань на статтю, пункт закону)На підставі чого внесено запис
(документ, його дата і номер)числомісяцьрік1234
Фізична особа – підприємець Савченко К. П.
0510022015Прийнято на посаду продавця-консультантаРозп
ст. 38 КЗпП УкраїниРозпорядження № 25 від 29.05.2015 р.
Фізична особа – підприємець Савченко К. П.
Обращаем внимание: если предприниматель работает без печати, это не мешает ему вносить записи в трудовую книжку работника. Статьей 58-1 Хозяйственного кодекса Украины отменена обязанность субъектов хозяйствования иметь печать, то есть наличие печати не обязательно. Все записи предприниматель, работающий без печати, будет заверять своейподписью.
На сегодняшний день по-прежнему открытым остается вопрос о том, может ли предприниматель оформить трудовую книжку работнику, который ее не имеет. Минтруда в письме от 23.03.2006 г. № ДЦ-12-1528/0/6-06разъясня
Надеемся, что в скором времени будет устранена эта несправедливость в отношении предпринимателей и новые законодательные нормы позволят им заводить трудовые книжки работникам, которые их оформляют впервые.
Оформленные трудовые книжки должны храниться непосредственно у работников, а не у предпринимателей (п. 2.201 Инструкции № 58). Останется ли эта норма в дальнейшем – неизвестно. Поскольку в Инструкцию № 58 пока не внесены изменения, предпринимателям следует руководствоваться этим документом и не брать на хранение трудовые книжки работников.
Ответственность и штрафы
Особое внимание в трудовом законодательстве уделено легализации трудовых отношений. Если ранее при нарушении трудового законодательства проверяющие применяли штрафы, установленные Кодексом Украины об административных правонарушениях (КУоАП), то теперь штрафы определены и в самом КЗоТ. Так, в новой редакции изложена ст. 265 КЗоТ “Ответственность за нарушение законодательства о труде”. Теперь кроме общей фразы о том, что лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут ответственность согласно действующему законодательству, появляется конкретика.
Важно отметить, что штрафы являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйстве
В новой редакции изложена и ст. 41 КУоАП, которой устанавливается ответственность за нарушение требований законодательства о труде и об охране труда. Также Законом № 77 вносятся изменения и в ст. 172 Уголовного кодекса Украины (УКУ), устанавливающую ответственность за грубое нарушение трудового законодательства. Следует отметить, что штрафы существенно возросли.
Для наглядности в табличной форме представим основные нарушения трудового законодательства и ответственность, которая за них предусмотрена КЗоТ, КУоАП и УКУ.
НарушениеШтрафНорма законодательстваКЗоТФакти
Налогообложение зарплаты
С 01.01.2016 г. согласно п. 167.1 ст. 167 Налогового кодекса Украины (НКУ) ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) к доходам начисленным (выплаченным) в форме зарплаты, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются) в связи с трудовыми отношениями установлена в едином размере 18%.
Порог для применения налоговой социальной льготы (НСЛ) с 01.01.2016 г составляет 1 930 грн. Согласно пп. 169.1.1 ст. 169 НКУ размер НСЛ составляет 50% размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (689 грн).
При начислении дохода, подлежащего обложению НДФЛ, удерживаетсявоенный сбор в размере 1,5%.
Согласно ч. 5 ст. 8 Закона Украины от 08.07.2010 г. № 2464-VI “О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование” (далее – Закон № 2464) единый социальный взнос (ЕСВ), который начисляют работодатели за счет собственных средств, установлен для всех ведином размере 22% базы начисления ЕСВ.
При начислении ЕСВ на суммы пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам также применяется ставка ЕСВ 22%. С 01.01.2016 г.удержание ЕСВ не производится из зарплаты работников, из суммы пособия по временной нетрудоспособности, из суммы вознаграждения по договорам гражданско-правового характера.
Если база начисления ЕСВ менее размера минимальной зарплаты, установленной законом на месяц, за который получен доход, сумма ЕСВ рассчитывается как произведение размера минимальной зарплаты, установленной законом на месяц, за который получен доход, и ставки ЕСВ. Это требование не распространяется на выплаты зарплаты совместителям и вознаграждения по договорам гражданско-правового характера независимо от их размеров.
Выросла максимальная величина базы начисления ЕСВ – теперь она составляет 25 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (было 17).
Материал подготовлен по состоянию на 18.01.2016 г.