11 августа 2018 года федеральный суд Сан-Франциско (Калифорния, США) обязал агрохимическую компанию Monsanto выплатить 289 миллионов долларов садовнику в качестве возмещения ущерба за использование гербицида Roundup (глифосата).
46-летний Диуэн Джонсон с 2012 года работал в нескольких школах города и применял уничтожитель сорняков от 20 до 30 раз в год.
В 42 года в 2014 году у него был диагностирован рак крови, неходжкинская лимфома. Судебное разбирательство продолжалось два с половиной года.
Это дело является исключительным по целому ряду причин. Так, председательствующий судья разрешил присяжным рассматривать попытки Monsanto скрыть потенциальную токсичность продукта как относящиеся к делу и влияющие на вынесение вердикта. Кроме того, дело Джонсона – лишь первое из примерно 4000 исков, поданных в суды США и связывающих использование глифосата и заболевание неходжкинскими лимфомами. Практически каждая крупная агрохимическая компания продает продукт на основе глифосата. А сама Monsanto полностью выкуплена немецкой корпорацией Bayer. Все это означает, что объемы ответственности, к которой могут быть привлечены производители глифосата, необозримы.
В иске Джонсона указывается, что Monsanto «успешно фальсифицировала данные и выступала против обоснованных исследований» токсического воздействия глифосата, а также «возглавила длительную кампанию. дезинформации», призванную убедить правительства, потребителей и фермеров в безопасности данного продукта.
Monsanto продвигала продукты на основе глифосата как безвредные с момента их появления на рынке в 1970-х. Реклама усилилась, когда в 1990-х корпорация вывела на рынок генетически модифицированную сою, кукурузу, хлопок, рапс и сахарную свеклу, устойчивые к глифосату, и объемы его продаж резко возросли. Но кампания дезинформации достигла своего пика после того, как Всемирная организация здравоохранения и ее Международное агентство по изучению рака (МАИР) опубликовали в марте 2015 годаотчет, в котором глифосат отнесен к веществам, «возможно канцерогенным для человека».
Адвокатам Джонсона удалось получить доступ к внутренним документам корпорации, которые были опубликованы в марте 2017 года в рамках досудебной процедуры. На их основе был составлен доклад «Документы Monsanto», опубликованный в июне того же года газетой «Le Monde» (читать на английском языке тут и тут). В августе 2017 еще один пакет документов также стал достоянием общественности (доступен на английском языке по этой ссылке).
«Документы Monsanto» и второй пакет документов продемонстрировали, что корпорация щедро финансировала систематические усилия по дискредитации работы МАИР и фактически добилась прекращения выделения средств на работу по глифосату через сеть пропагандистов, различных организаций и «экспертных групп» правого толка, а также лоббистов, связанных с химической, агрохимической и пищевой промышленностью. Monsanto запугивала независимых исследователей, размещала заказные статьи в научных журналах и путем угроз и давления пыталась (часто успешно) воздействовать на регулирующие органы на разных уровнях.
После прихода к власти администрации Дональда Трампа, американское Агенство по охране окружающей среды начало работу по сворачиванию регулирующих механизмов в сфере производственной и потребительской безопасности, что привело к еще более широким и разрушительным последствиям в сфере здравоохранения, токсикологии и исследований рака. «Документы Monsanto» вскрывают связь между кампанией по продвижению глифосата и корпоративными усилиями по ослаблению контроля за применением других токсичных веществ, представляющих угрозу как на производстве, так и для широких слоев населения.
Monsanto постоянно стремилась заглушить не только научную, но и общественную критику. В начале 2018 года в рамках разбирательств по одному из исков, схожих с делом Джонсона, адвокаты корпорации потребовали, чтобы платформа он-лайн кампаний Avaaz предоставила «неограниченный доступ» ко всей своей внутренней переписке, где упоминается Monsanto или глифосат.
Депутаты Европейского парламента провели в октябре 2017 года специальные слушания, посвященные пересмотру разрешения на применения глифосата в ЕС после того, как были опубликованы первые «Документы Monsanto». Однако этого оказалось недостаточно, и всего через месяц разрешение на использование этого пестицида было продлено.
Однако новые опубликованные документы должны побудить парламентариев – и не только в Европе, но и в других регионах мира – провести слушания и пересмотреть регулирование применения глифосата и продуктов на его основе.