«Сначала думай о малом» является одним из ключевых слоганов основания и развития европейского бизнеса, в том числе и в аграрном секторе. Указанное красноречиво подкреплено статистикой, ведь сейчас в ЕС функционируют 6 миллионов мелких фермерских хозяйств, которые занимают 2,5% общей территории, отведенной под фермерство в рамках Сообщества.
Соглашение об ассоциации, которое в основном привыкли рассматривать как платформу для продвижения крупного бизнеса, представляет собой отражение принципа «подъема» малого и среднего бизнеса, пути к реализации которого только следует умело подметить, оценить и использовать.
Одной из таких возможностей является производство и продвижение органической продукции. Маркировка логотипом «органический» уже сама по себе стала брендом, который характеризует сельскохозяйственный продукт приставкой «самый» - лучший, качественный, безопасный. Движение органического фермерства в Европейском Союзе в последние годы приобретает все большее развитие и уже сегодня 5,4% от всех земель сельскохозяйственного предназначения составляют именно органические фермерские хозяйства.
Что нужно для экспорта органической украинской продукции в ЕС? В первую очередь органический продукт должен соответствовать требованиям, установленным Регламентом Европейского Союза от 28.06.2007 г. № 834/2007 об органическом производстве и маркировке органических продуктов. Если говорить простыми словами, то такой продукт на 95% должен состоять из органических ингредиентов, не содержать ГМО или другие компоненты неорганического происхождения. Причем соответствие продукции требованиям указанного Регламента подтвердит орган, признанный и включенный в перечень органов сертификации, закрепленного в Регламенте Комиссии ЕС от 08.12.2008 г. № 1235/2008, устанавливающий детальные правила имплементации Регламента № 834/2007 о порядке импорта органической продукции из третьих стран.
Избрание такого пути производства может гарантировать получение на 50% или даже 100% больше прибыли по сравнению с доходами от реализации обычной продукции.
Если фермер по каким-то причинам еще не готов начать производство или экспорт органической сельскохозяйственной продукции, могут пригодиться и другие возможности.
Приложениями к Соглашении об ассоциации устанавливается режим отмены и снижения ставок таможенных пошлин на целый ряд товаров, таких как плодовые джемы, мармелад, варенье, желе, мед и т.д. В этом случае история еще проще.
Например, все, что нужно для экспорта фруктовых джемов и желе, так это следовать требованиям Директивы Совета ЕС от 20.12.2001 г. № 2001/113 / ЕС фруктовых джемов, желе, мармелада, и каштановых пюре с добавлением сахара, предназначенных для потребления людьми. Отечественные джемы и желе изготавливаются согласно ДСТУ 4900: 2007 Джемы. Общие технические условия, а также ДСТУ 4898: 2007 Фрукты потертые или измельченные. Технические условия. Однако, требования украинских нормативных документов отличаются от европейских, среди прочего, в части подходов к понятийному аппарату (в частности, по требованиям ЕС, желе должно содержать натуральные составляющие, а ДСТУ указанный продукт определяет как концентрат искусственного или синтетического происхождения) и маркировки (согласно требований Директивы № 2001/113 / ЕС, в отличие от ДСТУ 4900: 2007 обязательно указывается содержание фруктов в граммах на 100 грамм конечного продукта).
То есть, при условии соблюдения требований ЕС, фермер может экономить на уплате экспортных пошлин и вкладывать сэкономленные средства в развитие собственного хозяйства.
Еще одним из перспективных направлений является производство и промоушн так называемой продукции с традиционным составом, который должен соответствовать требованиям Регламента от 20.03.2006 № 509/2006 о гарантированном традиционный состав и способ производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. В ЕС товаром с гарантированным составом признается шоколад, хлеб, бисквиты, пирожные, пиво, супы и т.д. Маркировка знаком «традиционный состав гарантированно» имеет ряд преимуществ. Так, этот знак не требует доказательства, что продукция производилась на «особой» местности, как, например, для присвоения географического указания. Достаточно доказать, что продукт с традиционным составом является изюминкой определенного региона государства в течение 25 лет, о чем будет указано в спецификации, и внести информацию в соответствующий Реестр (сейчас в Украине такой Реестр пока не создан). Но самым главным является то, что кроме прибыли возможным станет возрождение традиционных, даже в некоторой степени, забытых блюд, таких как лепешки - небольшие булочки круглой формы из кислого теста, которые на Полтавщине выпекали в праздничные дни, или хворост, то есть лакомство, его изготовляли из пресного теста на яйце и сыворотке или маслянке для колядников.
Используя возможности, предоставляемые Соглашением об ассоциации, отечественный малый и средний бизнес аграрного сектора может открыть новое дыхание, раскрыться с другой, европейской стороны, и воплотить в жизнь понимание, что аутентичный украинский товар равен знаку европейского качества.
Джерело: http://agronews.ua/node/45273